Нужны ли права на снегоход и квадроцикл в 2024 году?
Россияне получили упрощенный доступ к управлению снегоходами и квадроциклами
Владельцы водительских удостоверений категорий А, B, С и D теперь могут водить эти транспортные средства, не имея права тракториста-машиниста. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон, и изменения уже вступили в силу. Новые правила предоставляют мотоциклистам полное право управления спецтехникой без каких-либо ограничений. В то время как водители легковых автомобилей, грузовиков и автобусов могут воспользоваться этой привилегией, при условии заключения договора аренды, проведения предварительного инструктажа и, вероятно, на ограниченной территории.
Этот законопроект, открывающий возможность водителям легковых автомобилей и мотоциклов управлять снегоходами и квадроциклами, был представлен главой Минэкономики Максимом Решетниковым в конце ноября. До этого для управления подобной техникой требовалось специальное удостоверение тракториста-машиниста, выдаваемое органами Гостехнадзора, подведомственными Минсельхозу. Теперь это требование отменено (предыдущие удостоверения все еще действительны, но по желанию можно получить новые).
Поправки к законам "О безопасности дорожного движения" и "О самоходных машинах и других видах техники" были опубликованы и вступили в силу в понедельник.
Граждане, обладающие водительскими правами категории А или подкатегорией B1 (квадрициклы (багги с открытым салоном) и трициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоцикла), теперь могут свободно управлять "самоходными машинами" категории А1, включая квадроциклы и снегоходы.
Ограничения для владельцев прав категорий B, C и D
Обладатели водительских прав категорий B, C и D теперь получили возможность управлять снегоходами и квадроциклами, однако существуют определенные ограничения.
Для этого необходимо заключение договора аренды, предусматривающего временную передачу самоходной машины в управление. Одним из обязательных условий является проведение инструктажа по управлению и обеспечение безопасной эксплуатации. Правительство в последующем определит правила заключения и исполнения таких договоров. Это ограничение связано с тем, что водители транспортных средств с автомобильной посадкой и рулем не обладают навыками вождения транспорта с мотоциклетной посадкой.
Санкции и штрафы правонарушителям
Нарушение этих новых правил или управление без соответствующих документов подлежит санкциям согласно статье 9.3 Кодекса об административных правонарушениях: лишение прав на срок до шести месяцев или штраф в размере 500–1000 рублей.
Что говорит статистика
Статистика Минсельхоза указывает, что в 2022 году органами Гостехнадзора было выдано 54 тысячи удостоверений категории А1 (снегоходы и квадроциклы). По данным на ноябрь 2023 года на государственном учете числилось 281 тысяча единиц техники категории А1. ГИБДД сообщает, что в 2022 году (данные за 2023 год еще не опубликованы) 59,5 тысяч человек получили права категории А, 1,1 миллиона - категории B, 2,5 тысячи - подкатегории B1, 120 тысяч - категории C и 32,6 тысяч - категории D.
Упрощенный доступ граждан к спецтехнике в 2024 году
Идею упростить доступ граждан к спецтехнике в сентябре 2022 года высказал губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев на заседании Госсовета по вопросам развития туризма. Эта инициатива, по его словам, способствует развитию снегоходной индустрии в России. Президент Владимир Путин поддержал идею, после чего МВД, Минэкономики и Минсельхоз разработали необходимые поправки.
На этапе обсуждения также рассматривалась идея разрешить владельцам категорий B, C и D управление вездеходами, болотоходами массой до 3,5 тонн, в салоне которых не более восьми мест (самоходная техника категории A2). Однако эта идея пока была отложена.
"Упрощение доступа к управлению снегоходами имеет огромное значение для развития зимних центров привлечения туристов. Эта мера позволит туристам более насыщенно проводить время на отдыхе, а турбизнесу создавать интересные и познавательные маршруты, проводить экскурсии и прогулки по природным достопримечательностям, доступным только на снегоходах." - отметил директор департамента реализации проектов в сфере туризма Минэкономики Владимир Трач.
Законопроект выводит существующий сегмент рынка в легальное поле, расширяя возможности для отдыха, добавил президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский. Ранее, из-за отсутствия необходимой категории водительских удостоверений у туристов, организаторы экскурсий не могли страховать такие путешествия, теперь эта проблема решена.
Вступивший в силу закон не был публично обсужден. 11 декабря, спустя две недели после заявления Максима Решетникова, в базе Госдумы появилась таблица поправок ко второму чтению к закону "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле", который правительство представило в Госдуму в начале ноября. Хотя этот документ не связан с водительскими правами, группа депутатов и сенаторов (Андрей Кутепов, Николай Валуев, Дмитрий Ламейкин и другие) внесли туда поправки, касающиеся снегоходов и квадроциклов. Закон в таком виде был принят в последний день работы Госдумы, 15 декабря, и одобрен Советом федерации 21 декабря.