Новые правила уплаты утильсбора в России
В России в очередной раз произошли изменения в порядке уплаты утильсбора на автомобили. Нововведение направлено на сдерживание серого параллельного импорта, однако оно может повлечь за собой увеличение затрат для обычных покупателей (физических лиц).
Последние изменения в правилах оплаты утилизационного сбора для автомобилей начали действовать в России с 29 октября 2023 года. Прежде всего, эти изменения затронут серые автосалоны, которые используют хитрости для ввоза автомобилей по более низким ставкам, оформляя их на частных лиц и перепродают их конечным покупателям. Теперь схема изменена так, что при приобретении такого автомобиля новый владелец в некоторых случаях может столкнуться с необходимостью дополнительных затрат: от 844 тыс. рублей до 1,25 млн рублей. Давайте разберемся, что произошло, почему произошли эти изменения и как избежать лишних расходов.
Основные Изменения в Утилизационном Сборе
Изменения в правилах уплаты утильсбора были объявлены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2023 года № 1722 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291». Этот документ внес изменения в процедуру уплаты утилизационного сбора для колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним. Именно теперь таможенные органы будут контролировать взимание утильсбора, что ранее было в компетенции налоговых органов.
Обзор вступивших в силу изменений
В настоящее время для физических лиц-автовладельцев, то есть частных автолюбителей, действует льготный режим уплаты утильсбора при ввозе автомобилей для личного пользования. Например, если автомобиль ввозится из Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии, и его возраст не превышает 3 лет, а объем двигателя менее 3 литров, то участнику придется уплатить 3400 рублей. В случае, если машина старше 3 лет, эта сумма увеличится до 5200 тыс. рублей.
Условия для применения пониженных коэффициентов утилизационного сбора
Изменения в условиях уплаты утилизационного сбора для автомобилей теперь более конкретизированы, определяя требования, которые покупатель должен соблюсти, чтобы воспользоваться льготой. Согласно информации от Федеральной таможенной службы (ФТС), теперь для применения сниженных коэффициентов утилизационного сбора необходимо соответствие следующим условиям:
- Указание в расчете утилизационного сбора, что транспортное средство предназначено для личного пользования.
- Регистрация транспортного средства в органах ГИБДД МВД России на физическое лицо, являющееся непосредственным плательщиком утилизационного сбора, в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера.
- Ввоз транспортного средства, включая в другие государства-члены Евразийского экономического союза, должен осуществляться физическим лицом в целях личного пользования, исключая таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
Согласно пояснениям пресс-службы ФТС, возможность оплаты утильсбора с учетом скидки не применима в следующих случаях:
- При оформлении ввоза и покупки второго и последующих автомобилей до истечения 12 месяцев с даты оформления первого автомобиля, ввезенного и оформленного на покупателя для личного пользования.
- При перепродаже/покупке транспортного средства, на которое уплачен утилизационный сбор с применением коэффициентов, применяемых к автомобилям, ввозимым физическими лицами для личного пользования, до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера.
Эту информацию также подтвердила пресс-служба Минпромторга, пояснив, что если автомобили были ввезены в Россию, оформлены на физическое лицо и перепроданы менее чем через год с момента оформления, при условии уплаты утилизационного сбора по льготной ставке, новый покупатель обязан доплатить соответствующую сумму утилизационного сбора до полной ставки.
Новые ставки утилизационного сбора с августа 2023 года
С начала августа 2023 года уровень утилизационного сбора для импортных автомобилей заметно увеличился. Теперь ставки представлены следующим образом: за автомобили с объемом двигателя от 2 до 3 литров приходится уплачивать 844 тыс. рублей, за транспортные средства с моторами объемом от 3 до 3,5 литров — 970 тыс. рублей, а для тех, у которых объем превышает 3,5 литра, ставка составляет 1,25 млн рублей. Автовладельцам теперь придется учесть эти дополнительные расходы.
Ставки утилизационного сбора на новые автомобили с 1 августа 2023 года (в рублях):
- Объем двигателя: 0–1 л:
Для физических лиц: было 3400, стало 3400
Для юридических лиц: было 41 200, стало 81 200 - Объем двигателя: 1–2 л:
Для физических лиц: было 3400, стало 3400
Для юридических лиц: было 178 400, стало 306 000 - Объем двигателя: 2–3 л:
Для физических лиц: было 3400, стало 3400
Для юридических лиц: было 259 600, стало 844 800 - Объем двигателя: 3–3,5 л:
Для физических лиц: было 3400, стало 970 000
Для юридических лиц: было 281 600, стало 970 000 - Объем двигателя: Больше 3,5 л:
Для физических лиц: было 3400, стало 1 235 000
Для юридических лиц: было 445 000, стало 1 235 000 - Электромотор:
Для физических лиц: было 3400, стало 3400
Для юридических лиц: было 32 600, стало 360 000
Воздействие на Рынок и Автосалоны
Изменения в оплате утилизационного сбора, вступившие в силу с 1 августа 2023 года, были внесены с целью усложнения деятельности серых автосалонов, которые использовали схемы для снижения своих издержек. Рынок по перегону и перепродажи автомобилей в России сталкивался с тем, что такие схемы позволяли серым дилерам предлагать автомобили по более низким ценам в сравнении с официальными автосалонами, оформляющими автомобили на юридических лиц и уплачивающими полные ставки утилизационного сбора. Теперь каждый водитель может столкнуться с необходимостью уплаты этих дополнительных сумм после покупки автомобиля или при попытке его перепродажи в течение года.
Как изменения затрагивают серые автосалоны и схемы импорта
Согласно мнению Руслана Кривоноса, специалиста по ввозу автомобилей через Белоруссию, дилерские центры, ввозящие автомобили и оформляющие их на физических лиц, могут выступить посредниками при перепродаже и потребовать от конечного покупателя покрытия разницы с доплатой утилизационного сбора. В случае, когда автомобилист приобрел автомобиль в официальном автосалоне в Казахстане, ввез его в Россию, уплатив минимальную ставку в 3400 тыс. рублей, но решил перепродать автомобиль в течение 12 месяцев, ему также придется доплатить повышенный утилизационный сбор.
Генеральный директор Ассоциации параллельного импорта, Анатолий Семенов, подчеркнул, что эти изменения закрывают лазейку для перегонщиков. Предыдущие изменения уже исключили возможность получения Заключения о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС) на автомобили брендов, не включенных в приказ Минпромторга по параллельному импорту 2107/2023, что дополнительно стимулирует покупку автомобилей, произведенных в России, включая модели от АвтоВАЗа.
Практические примеры с доплатами за утилизационный сбор
Для понимания того, когда и сколько необходимо уплатить в связи с изменениями в утилизационном сборе, приведен пример Руслана Кривоноса, связанный с ввозом автомобиля из Европы в Беларусь и его последующей перепродажей в Россию.
В данном случае автомобиль может быть оформлен как на физическое, так и на юридическое лицо в Беларуси, при этом предстоит уплата таможенных пошлин, более низких для физических лиц. Если конечным покупателем в России является физическое лицо, наиболее выгодным вариантом оформления автомобиля в Беларуси также будет его регистрация на физическое лицо. В этом случае россиянин будет уплачивать обычный утилизационный сбор в размере 3400 тыс. российских рублей.
Как изменения отразятся на конечных покупателях
Однако начиная с введения изменений, если россиянин покупает автомобиль у юридического лица, льготы на утилизационный сбор для этого автомобиля больше не распространяются: необходимо будет уплатить полную сумму утилизационного сбора. В то же время льгота продолжает действовать при покупке автомобиля у физического лица, главное условие — не перепродавать автомобиль в течение 12 месяцев.
Прогнозы экспертов и оценка эффективности изменений
Механизм серого ввоза после введения этих мер радикально не исчезнет, и схема, хоть и усложнилась, но не настолько сильно. Проблема, которую власти хотели решить с оформлением автомобилей на физических лиц в салонах, осталась в силе. Например, автомобиль все так же можно ввезти на физическое лицо в Беларуси, а серый дилер, действуя как посредник, оформляя машину на физическое лицо-белоруса, продолжает использовать эту схему, предлагая ее конечному физическому покупателю, который оплачивает утилизационный сбор в размере 3400 тыс. рублей. Таким образом, хоть схема и усложнилась, изменения не столь радикальны. Однако, по мнению эксперта, покупка автомобиля в Беларуси у юридического лица после введения изменений может привести к большим финансовым потерям для частного клиента.
"Получается, когда юридическое лицо - автосалон ввозит автомобиль официально в Беларусь, уплачивает полный набор таможенных платежей и перепродает автомобиль россиянину - физическому лицу, страдает этот конечный покупатель - физическое лицо, которому придется уплачивать утилизационный сбор в полном размере без льготы", - отметил Кривонос. По его мнению, часть серых схем удалось исключить в случае страны, такой как Киргизия, где, как уже утверждали эксперты, существует возможность ввозить автомобили по заниженным таможенным ставкам. Это позволяло уменьшить расходы покупателя в России. "В Киргизии и некоторых других странах существовали наиболее серые схемы, когда автомобили ввозились с заниженными ставками, и эти возможности также были доступны юридическим лицам. То есть автосалон мог уплатить таможенные пошлины в два раза ниже, продать машину в России, также уплатив копейки в виде таможенных платежей. И вот теперь это уже не получится - любое физическое лицо, которое покупает и таможит автомобиль через Киргизию, будет уплачивать полный утилизационный сбор", - пояснил эксперт.
Вступившие в силу изменения создают основной риск в том, что в некоторых случаях доплата за утилизационный сбор может затронуть даже тех водителей, которые приобретают автомобиль для личного использования и не планируют его перепродавать. Дилеры теперь предлагают доплатить эту сумму сверх обычной стоимости автомобиля. Например, при покупке Toyota Camry с мотором объемом 3,5 литра, за которую в настоящее время просят от 4,88 млн рублей, дополнительно придется уплатить государству 876 600 рублей. Уже есть отчеты о случаях, когда водителям предлагается доплачивать сверху при покупке автомобилей. Например, при приобретении Geely Mongaro за 3,5 млн рублей одному из водителей уже предложили доплатить порядка 306 тыс. рублей. Эксперты пока осторожно делают прогнозы относительно цен и влияния на параллельный импорт, поскольку они ждут первых кейсов и наблюдают за действиями таможни.
На данный момент (20 октября 2023 года) было объявлено о продлении действия закона об уплате утилизационного сбора на автомобили до 31 декабря 2023 года по прежним тарифам. Это решение подразумевает сохранение текущих стоимостных параметров до конца текущего года. Однако стоит отметить, что, начиная с 2024 года вопрос об изменении данных тарифов будет снова вынесен на рассмотрение.